Доклад по правоприменительной практике Саратовского УФАС России
23 ноября 2021, 12:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

САРАТОВСКОГО УФАС РОССИИ

 

По состоянию на 1 ноября 2021 года в Саратовское УФАС России поступило более 1500 обращений граждан и юридических лиц, рассмотрено порядка 1521 обращение, вынесено 166 предписаний, из которых исполнено 163 предписания, 3 предписания находятся в стадии исполнения.

Саратовским УФАС России выдано 277 постановлений по делам об административных правонарушениях на сумму 4,2 млн рублей, взыскано 20,1 млн рублей.

В 2021 году судебном порядке обжаловано свыше 150 актов Саратовского УФАС России. Поддерживая позицию антимонопольного органа судами сделаны следующие выводы:

- бездействие органов местого самоуправления по непроведению конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении регулярных перевозок пассажив и багажа и выдача свидетельств конкретным перевозчикам являются незаконными,

- расходование бюджетных средств на организацию питания в образовательных учреждениях в обход законодательства о контрактной системе незаконно, является нарушением антимонопольного законодательства,

-  объявление закупок на содержание дорог без указания конкретных объемов и видов работ противоречит 44-ФЗ, а доведение этой информации до конкретного исполнителя, квалифицируется как антиконкурентное соглашение,

- доведение до потенциальных участников закупок информации о ходе подготовки закупочных процедур, финансирование, представление в первоочередном порядке проектов и иной информации нарушает антимонопольное законодательство,

- пассивное участие в закупке производителя товара без подачи ценовых предложений и последующая продажа товара победителям закупки признается картельным соглашением,

- пропущенные сроки подписания контракта даже при наличии оплаченного обеспечения исполнения контракта по итогам закупки влечет включение победителя в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (44-ФЗ);

- представление в составе заявки документов, не отвечающих  требованиям документации о закупке, влекут  отклонение участника закупок (44-ФЗ).

 

  1. В августе и ноябре 2020 года ООО «ТК Неловко» и ИП Юрьев А.В. получили свидетельства по следующим муниципальным маршрутам Энгельсского района без проведения конкурсных процедур: № 2 «Ярмарка - пос. Мелиораторов» (ИП Юрьев А.В.), - № 268Г «Ярмарка - с. Генеральское» (ИП Юрьев А.В.), - № 278 «Ярмарка - пос. Придорожный» (ИП Юрьев А.В.), - № 280А (Ярмарка- с. Усть-Караман» (ИП Юрьев А.В.), - № 326А «Ярмарка - пос. Прилужный» (ИП Юрьев А.В.), - № 25 «Почтовое отделение №7 - пос. Мелиораторов» (ООО «ТК Неловко»).

Ранее, выдавая свидетельства, Комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского района перевел пассажирские перевозки с регулируемых на нерегулируемые тарифы. Данное обстоятельство в силу требований федерального законодательства влечет выдачу свидетельств только по результатам конкурса.

Суд признал незаконным бездействие профильного комитета в части непроведения конкурса на оказание услуг перевозок по регулярным маршрутам. Кроме того, суд обязал прекратить действие свидетельств об осуществлении перевозок, признав их незаконность.

 

  1. Саратовским УФАС России был установлен факт нарушения администрацией муниципального образования «Город Саратов» ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Нарушение выразилось в принятии Положения о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях.

Саратовское УФАС России пришло к выводу о необходимости при выборе поставщиков питания руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

Не согласившись с вынесенным решением, администрация муниципального образования «Город Саратов» обжаловала решение Саратовского УФАС России о признании нарушения антимонопольного законодательства.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность решения Саратовского УФАС России.

 

  1. Суды двух инстанций поддержали наложение штрафа на владельца электрических сетей.

В июне 2020 года Саратовское УФАС России наложило административный штраф в размере 100 тыс. рублей на частную сетевую компанию за отказ в технологическом присоединении. Основанием послужило переданное из Прокуратуры Саратовского района обращение директора Саратовского филиала ФКУ «Поволжуправтодор» о незаконном отказе в подключении к электрической сети объектов дорожной инфраструктуры на участке км 317+000 автомобильной дороги Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград. Данный участок дороги являлся аварийно-опасным и одним из мероприятий по ликвидации аварийности стало обустройство стационарного освещения на перекрестке. Выполнив в декабре 2018 года в полном объеме все работы по строительству подключаемого объекта, строительная организация получила от собственника ближайших электрических сетей отказ в заключении договора технологического присоединения, хотя ее заявление и все представленные сетевой организации документы строго соответствовали Правилам технологического присоединения.

При рассмотрении административного дела антимонопольный орган пришел к выводу о наличии события правонарушения и наложил штраф в пределах размера санкции, установленной соответствующей статьей КоАП.

Сетевая компания пыталась оспорить штраф в арбитражном суде Саратовской области, однако его решением от 24 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

1 февраля 2021 года 12 Арбитражный апелляционный суд отклонил и апелляционную жалобу нарушителя, оставив в силе решение суда первой инстанции.

 

  1. Саратовским УФАС России по представлению Прокуратуры Саратовской области в отношении ГУП СО «Облводоресурс» было рассмотрено дело о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при технологическом присоединении к водоснабжению и водоотведению.

По информации прокуратуры в 2018-2019 гг. юридические лица и индивидуальные предприниматели обращались в филиалы ГУП СО «Облводоресурс» в части выполнения работ по технологическому присоединению.

Стоимость работ определялась в соответствии с утвержденными на предприятии калькуляциями, дифференцированными для каждого филиала.

В соответствии с Основами ценообразования водоснабжение и водоотведение являются регулируемыми видами деятельности, тарифы на которые подлежат государственному регулированию.

В процессе рассмотрения дела ГУП СО «Облводоресурс» признало факт нарушения и обратилось в КГРТ Саратовской области за установлением тарифа. Впоследствие комитет утвердил для предприятия тариф для технологического присоединения к водоснабжению и водоотведению.

По результатам рассмотрения данного дела ГУП СО «Облводоресурс» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с размером наложенного штрафа предприятие обратилось суд с заявлением о его снижении, однако Арбитражный суд Саратовской области не нашел оснований для его удовлетворения.

 

  1. 12 арбитражный апелляционный суд подтвердил нарушение АО «СМП Банк» Закона о рекламе.

Ранее Арбитражный суд Саратовской области признал законным решение Саратовского УФАС России по факту нарушения АО «СМП Банк» требований ст. 5, 18 и 28 Закона о рекламе, выразившемся в направлении гражданину рекламного смс- сообщения, с предложением оформить кредит и поучаствовать в акции, без его предварительного согласия.

 

  1. Октябрьский районный суд г. Саратова оставил в силе 11 постановлений о наложении штрафа в отношении должностных лиц ООО «Концессии водоснабжения – Саратов».

В Саратовское УФАС России из Прокуратуры области, а также из Прокуратуры города Саратова поступили постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц ООО «Концессии Водоснабжения – Саратов» по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Нарушение выразилось в нарушении должностными лицами ООО «Концессии водоснабжения – Саратов» сроков, установленными в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644).

Согласно пункту 101 Правил ООО «Концессии Водоснабжения – Саратов» в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обязано обратиться в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области с предложением об установлении индивидуальной платы за подключение.

Во всех выявленных случаях указанный в Правилах срок был нарушен, что повлекло привлечение должностных лицам ООО «Концессии водоснабжения – Саратов» к административной ответственности и наложению штрафов на общую сумму 110 тыс. рублей.

 

  1. Апелляция подтвердила законность штрафа, назначенного ООО «Коммунальные системы Карабулака».

Ранее Саратовским УФАС России было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Коммунальные системы Карабулака». Штраф в размере 100 тыс. рублей был назначен в связи с обнаружением фактов нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2008 № 787).

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ООО «Коммунальные системы Карабулака» в нарушение Правил незаконно ограничило доступ потребителя к услугам по передаче тепловой энергии, отказало в его восстановлении в связи с неполучением уведомления о выполнении мероприятий, предшествующих подаче теплоносителя.

Согласно п. 3 Правил собственники и иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям тепловой энергии, теплоносителя, теплопотребляющие установки которых присоединены в установленном порядке к таким тепловым сетям.

За нарушение Правил предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО «Коммунальные системы Карабулака» обжаловало решение в судебном порядке, однако суды обеих инстанций отказали в удовлетворении его требований.

 

 

 

 

В сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства:

 

Рассмотрены дела о нарушении антимонопольного законодательства:

- 1 дело по ст. 10 Закона о защите конкуренции,

- 1 дело по ст. 14.5 Закона о защите конкуренции,

- 2 дела по  ст. 16 Закона о защите конкуренции,

- 4 дела по ст. 17 Закона о защите конкуренции,

При этом, 6 дел находятся в стадии рассмотрения.

 

Принято 83 решения об отказе в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Выданы 16 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства:

  • 3 предупреждения по ст. 10 Закона о защите конкуренции,
  • 3 предупреждения по ст. 14.2 Закона о защите конкуренции,
  • 3 предупреждения по ст. 14.8 Закона о защите конкуренции,
  • 7 предупреждений по ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

По состоянию на 1 ноября 2021 года исполнено 14 предупреждений.

 

В результате исполнения Министерством экономического развития области предупреждения Саратовского УФАС России был снижен уровен базовых тарифов на перемещение и хранение задержанных транпортных средств.

Саратовское УФАС пришло к выводу, что действия Министерства при утверждении базового уровня тарифов не соответствовали требованиям Методических указаний ФАС России по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты.

Согласно антимонопольному законодательству услуги по перемещению и хранению транспортных средств различных категорий - мопеды, мотороллеры, мотоциклы и квадроциклы, легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили и прицепы не являются взаимозаменяемыми и не составляют единый товарный рынок. Нарушение Министерством требований Методических указаний могло привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.

В январе 2021 года после согласования с Саратовским УФАС России и прокуратурой области Министерство приняло новый приказ об утверждении базового уровня тарифов на перемещение транспортных средств в Саратовской области.

Расчеты для него были выполнены методом сопоставимых рыночных цен в строгом соответствии с Методическими указаниями.

В результате, тарифы на перемещение ряда транспортных средств существенно снизились: автобусов и троллейбусов - на 74 %, грузовых автомобилей массой до 3,5 тонны – на 86%, массой от 3,5 до 12 тонн – на 70%, массой более 12 тонн – на 67%.

Кроме того, результатом исполнения предупреждения ТФОМС Саратовской области стало включение хозяйствующего субъекта в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Саратовской области.

Саратовским УФАС России установлен факт неправомерного отказа Оренбургскому  филиалу ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова» во включении в реестр.

Хозяйствующий субъект обращался в установленном Правилами обязательного медицинского страхования порядке в Фонд с уведомлением о намерении осуществлять деятельность в сфере ОМС на территории региона и включении его в реестр.

В соответствии с действующим законодательством Фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр, так как порядок включения имеет уведомительный характер.

МНТК «Микрохирургия глаза» в своем обращении подчеркивало, что порядок вступления медицинских организаций в территориальную программу ОМС является уведомительным, а не разрешительным.

Антимонопольный орган согласился с изложенными в заявлении доводами о том, что письменный отказ Фонда во включении в Реестр с попыткой ссылки на несуществующие основания для такого отказа может носить признаки нарушения антимонопольного законодательства, так как препятствует выходу медицинской организации на региональный рынок медицинских услуг, и выдал предупреждение о необходимости устранить признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

В сфере контроля за соблюдением процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства:

 

Поступило – 410 жалоб.

Отозвано – 30 жалоб.

Возвращено заявителю - 47 жалоб.

Признаны обоснованными - 112 жалобы.

Признаны необоснованными - 221 жалоб.

Выдано предписаний - 71.

Исполнено предписаний - 68.

В стадии исполнения - 3 предписания.

 

В сфере торгов на заключение договоров аренды и продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

38 жалоб признаны обоснованными, 54 жалобы – необоснованными, выдано 27 предписаний, 26 из которых исполнены и 1 предписание – в стадии исполнения.

 

В сфере торгов по продаже государственного и муниципального имущества:

1 жалоба признана обоснованной, 2 жалобы – необоснованными, предписаний не выдавалось.

 

В сфере торгов по реализации имущества должников (арестованное имущество):

2 жалобы признаны обоснованными, 19 жалоб – необоснованными, выдано 1 предписание, которое исполнено.

 

В сфере торгов по реализации имущества должников (банкротство):

12 жалоб признаны обоснованными, 20 жалоб – необоснованными, выдано 3 предписания, которые исполнены.

 

В сфере торгов по отбору управляющей организации:

20 жалоб признаны необоснованными.

 

В сфере торгов на заключение договора водопользования:

2 жалобы признаны обоснованными, выдано 2 предписания, которые были исполнены.

 

В сфере торгов по определению подрядной организации для проведения капитального ремонта:

1 жалоба признана необоснованной.

 

В сфере торгов на заключение охотхозяйственного соглашения:

2 жалобы признаны необоснованными.

 

В сфере торгов на право получения свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок:

15 жалоб признаны обоснованными, 43 жалобы – необоснованными, выдано 10 предписаний, которые исполнены.

 

В сфере градостроительной деятельности:

1 жалоба признана обоснованной, предписание не выдавалось.

 

В сфере закупок товаров, работ, услуг, регламентируемых Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках):

41 жалоба признана обоснованной, 60 жалоб – необоснованными, выдано 28 предписаний, 26 из которых исполнены, 2 предписания находятся в стадии исполнения.

 

К типичным нарушениям можно отнести утверждение документации с нарушениями требований Закона о закупках, а также неправомерное отклонение заявок.

 

В сфере закупок товаров, работ, услуг, регламентируемых Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

 

По состоянию на 1 ноября 2021 г. в соответствии с законодательством о контрактной системе в Саратовское УФАС России поступило 671 жалоба на действия (бездействие) заказчика, единой комиссии.

Из 671 поступивших жалоб: 360 – признаны необоснованными, 190 – признаны обоснованными,  57 – отозвано, 71– возвращены заявителям.

 

Управление выдало 95 предписание об устранении допущенных нарушений, которые были исполнены.

 

В отчетном периоде Саратовское УФАС России рассмотрело 336 обращений Заказчиков о включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков.

Из них Саратовское УФАС России включило в реестр недобросовестных поставщиков информацию о 84 участниках закупок, с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта или по решению суда и информацию о 73 участниках закупки в связи с уклонением от заключения контракта. Всего на данный момент в реестре числится 158 недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

За отчетный период проведено 76 внеплановых проверок соблюдения требований Законодательства о контрактной системе, по итогам которых выданы 28 предписаний об устранении нарушений.

 

К типичным нарушениям можно отнести:

1)           описание предмета закупки, противоречащее требованиям Закона о контрактной системе - 18 нарушений;

2)           установление дополнительных требований в документации об аукционе к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства № 99 не соответствующих предмету закупки, так например установление дополнительных требований к выполнению работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий, тогда как предметом закупки является выполнение работ по строительству или капитальному ремонту объекта капитального строительства. Отсутствие в документации об аукционе требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства № 99 – 5 нарушения.

3)           установление требований к содержанию, составу заявок на участие в электронных аукционах, не соответсвующих 44-ФЗ – 12 нарушения;

4)           указание в проекте штрафов для Заказчика и Поставщика за неисполнение обязательств по контракту в недействующей редакции Постановления Правительства 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком                                         (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом либо указание размеров штрафов не соответствующих Постановлению Правительства № 99 - 7 нарушения;

5)           необоснованный допуск и необоснованное отклонение Единой комиссией заявок на участие в закупке – 15 нарушений.

 

В сфере контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе:

 

Рассмотрено 6 дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, выдано 6 предписаний, в настоящее время предписания исполнены.

Принято 69 решений об отказе в возбуждении дел о нарушении законодательства РФ о рекламе.

К типичным нарушениям законодательства Российскй Федерации о рекламе можно отнести распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи без предварительного согласия абонента или адресата на ее получение рекламы (ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе).

Кроме того, в 2021 году выявлялись нарушения законодательства Российскй Федерации о рекламе, выразившиеся в использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания) (ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе).

Наверх