Доклад о правоприменительной практике Саратовского УФАС России
28 января 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

САРАТОВСКОГО УФАС РОССИИ

 

В сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

 

За 2019 год Саратовским УФАС России:

 

Рассмотрено 27 дел о нарушении антимонопольного законодательства, из них:

  • рассмотрено 1 дело по п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции;
  • рассмотрено 1 дело по п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции;
  • рассмотрено 1 дело по п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции;
  • рассмотрено 1 дело по п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции;
  • рассмотрено 1 дело по п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции;
  • рассмотрено 5 дел по ст. 14.2 Закона о защите конкуренции;
  • рассмотрено 2 дела по ч. 1 ст. 14.4 Закона о защите конкуренции;
  • рассмотрено 5 дел по п. 1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции;
  • рассмотрено 2 дела по п. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции;
  • рассмотрено 3 дела по ст. 14.8 Закона о защите конкуренции;
  • рассмотрено 2 дела по ст. 15 Закона о защите конкуренции;
  • рассмотрено 3 дела по п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

 

Принято 80 решений об отказе в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Выдано 24 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, 1 предостережение, из них:

  • 3 предупреждения в связи с выявлением наличия признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции;
  • 1 предупреждение в связи с выявлением наличия признаков нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции;
  • 7 предупреждений в связи с выявлением наличия признаков нарушения ст. 14.2 Закона о защите конкуренции;
  • 13 предупреждений и 1 предостережение в связи с выявлением наличия признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции;

 

В порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров) за отчетный период было рассмотрено 258 жалоб, 180 из которых были признаны обоснованными, 157 – необоснованными, 21 – отозвана. По результатам рассмотрения указанных жалоб было выдано 59 предписаний, 49 из которых были исполнены.

 

Из рассмотренных 258 жалоб:

 

В сфере закупок товаров, работ, услуг, регламентируемых Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:

Были приняты к рассмотрению 105 жалоб, из которых 36 были признаны обоснованными; 58 жалоб - необоснованными; 11 – отозвано, по результатам рассмотрения жалоб было выдано 19 предписаний, 18 из которых были исполнены в отчетном периоде.

 

В сфере торгов на заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления:

Было принято к рассмотрению 4 жалоб, из которых 1 была признана обоснованной; 2 жалобы – необоснованными, 1 - отозвана; по результатам рассмотрения жалоб было выдано 1 предписание, которое было исполнено.

 

В сфере торгов на заключение договоров аренды и продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

Было принято к рассмотрению 62 жалобы, из которых 27 были признаны обоснованными, 31 – необоснованными, 4 - отозваны. По итогам рассмотрения выдано 20 предписаний, 15 из которых были исполнены.

 

В сфере торгов по продаже государственного и муниципального имущества:

Было принято к рассмотрению 8 жалоб; 1 из которых признана обоснованной, 7 – необоснованными. По итогам рассмотрения выданы 3 предписания, которые были исполнены.

 

В сфере торгов по реализации имущества должников:

Были приняты к рассмотрению 7 жалоб, из которых 1 была признана обоснованной; 4 - необоснованными; по результатам рассмотрения жалоб было выдано 2 предписания, которые были исполнены.

 

В сфере торгов по продаже имущества должников (Банкротство):

Были приняты к рассмотрению 17 жалоб, из которых 3 были признаны обоснованными; 14 жалоб - необоснованными; по результатам рассмотрения жалоб было выдано 3 предписания, которые были исполнены.

 

В сфере торгов по отбору управляющей организации:

Была принята к рассмотрению и признана необоснованной 1 жалоба.

 

В сфере торгов на пользование участками недр:

Была принята к рассмотрению и признана обоснованной 1 жалоба, по результатам рассмотрения которой было выдано предписание.

 

        В сфере торгов на водопользование, рыболовство и добыча водных биоресурсов:

Были приняты к рассмотрению 4 жалобы, из которых 3 были признана необоснованными, а одна была отозвана.

 

В сфере торгов на аренду лесных участков и продажу лесных насаждений:

Была принята к рассмотрению и признана обоснованной 1 жалоба, по результатам рассмотрения которой было выдано предписание.

 

В сфере иных торгов:

Были приняты к рассмотрению 48 жалоб, из которых 7 были признаны обоснованными; 37 жалоб – необоснованными, 4 – отозванными; по результатам рассмотрения жалоб было выдано 9 предписания, 7 из которых были исполнены.

 

В сфере контроля за соблюдением законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

За 2019 год Саратовским УФАС России:

 

Принято 13 решений об отказе в возбуждении дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрено 14 дел по признакам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, из них:

  • 2 дела по ч.7 ст.5, ч.2,3 ст.28 Закона о рекламе;
  • 3 дела по ч.2 ст.28 Закона о рекламе;
  • 3 дела по п.1 ч.2, п.1 ч.3, п.20 ч.3 ст.5 Закона о рекламе;
  • 6 дел по ч.1 ст.18 Закона о рекламе.

 

В 2019 году вынесено 192 постановления о наложении штрафов в результате рассмотрения дел об административных правонарушениях на товарных рынках, в сфере законодательства о торговле, законодательства о рекламе, законодательства о закупках юридическими лицами на общую сумму 23,9 млн. рублей. В настоящее время оплачено 146 постановлений на общую сумму 11,9 млн. рублей.

 

В 2019 году в результате судебного оспаривания признано законными 16 решения по делам о нарушении антимонопольного законодательства, 1 решение о включении в реестр недобросовестных участников аукциона на права заключения договора аренды земельного участка, 23 решений о нарушении порядка организации и проведении торгов.

Суд кассационной инстанции подтвердил законность решения суда апелляционной инстанции, которым удовлетворены требования Саратовского УФАС России о прекращении действия свидетельств на осуществление муниципальных перевозок на территории г. Саратова. Также в 2019 году Верховный суд Российской Федерации отказал Администрации г. Саратова и одному из перевозчиков МУП «Саратовгорэлектротранс» в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В 2019 году Верховный суд Российской Федерации подтвердил законность решения Саратовского УФАС России в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства области о нарушении антимонопольного законодательства при проведении аукциона на выполнение работ по разметке автомобильных дорог.

Также в 2019 году Верховный суд Российской Федерации отказал Администрации и Комитету по финансам г. Саратова в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии об отмене решений судов трех инстанции, которыми поддержана позиция Саратовского УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства в связи с принятием постановления о предоставлении субсидий на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по утилизации твердых коммунальных отходов в период проведения весенних работ по благоустройству территории города.

 

В сфере контроля за соблюдением законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

 

В 2019 году в соответствии с законодательством о контрактной системе в Саратовское УФАС России поступило 458 жалоб на действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Из них на федеральных заказчиков – 94, государственных – 172, муниципальных - 192.

Необоснованными признано 224 жалобы. Количество обоснованных жалоб составило 118, из них на федеральных заказчиков 31, государственных 35, муниципальных 52. В результате рассмотрения жалоб Управление выдало 84 предписания.

Из 458 поступивших жалоб: 56 – отозвано, 71 – возвращена заявителям.

В отчетном периоде Саратовское УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включило информацию о 37 участниках закупки, с которыми контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта или по решению суда и 17 участниках закупки в связи с уклонением от заключения контракта. Всего на данный момент в реестре числится 86 недобросовестных поставщиков (подрядчик, исполнитель).

За 2019 год по факту нарушения законодательства о контрактной системе Саратовское УФАС России вынесло 337 постановлений о наложении штрафов  на общую сумму 3975.9 тыс. рублей, было взыскано 3591.6 тыс. рублей.

В 2019 году не отменялись решения, принятые при осуществлении контрольных мероприятий.

 

Типичные нарушения Закона о контрактной системе:

 

  • Установление в нарушение п.3.1 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе в документации об аукционе требования об указании конкретных показателей товара при условии размещенной в Единой информационной системе проектно-сметной документации на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
  • Сокращение срока на подачу заявок в нарушение ч. 2 ст. 63, ч.3 ст. 63 Закона о контрактной системе.

В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно ч. 1 ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Отсчет этого срока ведется со дня, следующего за днем размещения извещения. Извещение о проведении электронного аукциона в подобной ситуации следует размещать так, чтобы период между днем размещения извещения и днем окончания срока подачи заявок составлял не менее семи календарных дней в соответствии с ч.2 ст. 63 Закона о контрактной системе или пятнадцати дней в соответствии с ч.3 ст. 63 Закона о контрактной системе

  • Заказчиком в нарушение п.11 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе неверно устанавливается срок окончания дачи разъяснений положений документации об Аукционе или такой срок отсутствует, а так же нарушение порядка дачи разъяснений положений документации об Аукционе (указание участника подавшего запрос, отсутствие в ответе предмета запроса).
  • Неустановление в документации об Аукционе в нарушение ч.7 ст.30 Закона о контрактной системе положений предусмотренных Постановлением Правительства № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».
  • Установление дополнительных требований в документации об Аукционе к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства № 99 не соответствующих предмету закупки, так например установление дополнительных требований к выполнению работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории тогда как предметом закупки является  выполнение работ по строительству или капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Также отсутствие в документации об аукционе требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства № 99.

  • Отсутствие в документации об Аукционе требования о наличии у участника закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, при условии, что предметом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.
  • В нарушение п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в документации об Аукционе не содержалось обоснование необходимости указания конкретных характеристик, отличных от характеристик указных в ГОСТ. Также отсутствие в инструкции по заполнению заявки отсутствовали разъяснений, каким образом необходимо указать в первой части заявки характеристики товара.
  • Установление в проекте контракта штрафов для Заказчика и Поставщика за неисполнение обязательств по контракту не соответствующих Постановлению Правительства 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом» в актуальной редакции.
  • Установление в нарушение ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе, даты проведения Аукциона на следующий день после рассмотрения первых частей заявок, тогда как в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Аукцион, при включении в документацию об Аукционе проектной документации, проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
  • Необоснованное отклонение заявок на участие в закупке.

 

 

 

 

Наверх