ДОКЛАД
ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
САРАТОВСКОГО УФАС РОССИИ
- В сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
Во II квартале 2017 года Саратовским УФАС России было рассмотрено 52 заявления о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений было выдано 10 предупреждений, одно из которых было выдано в связи с наличием признаков нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции , 5 – в связи с наличием признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, 2 - в связи с наличием признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, 1 – в связи с наличием признаков нарушения ст. 14.1 Закона о защите конкуренции, 1 – в связи с наличием признаков нарушения ст.14.2 Закона о защите конкуренции.
Семь из указанных предупреждения были исполнены. Два – находятся в стадии исполнения. Одно предупреждение не было исполнено в установленный срок, в связи с чем было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Также было принято 46 решений об отказе в возбуждении дела.
Во II квартале 2017 года предписания не выдавались.
В порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров) за отчетный период было рассмотрено 94 жалобы, 13 из которых были признаны обоснованными, 72 – необоснованными, выдано 13 предписаний.
Во II квартале 2017 года рассмотрено 25 дел об административных правонарушениях, из них: по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ – 3 дела, по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ – 2 дела, по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ – 3 дела, по ч.12 ст. 9.16 – 2 дела, по ч.5 ст. 19.8 – 1 дело, по ст. 7.32.4 КоАП РФ – 14 дел. По результатам рассмотрения дел вынесено 24 постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 301 000 рублей. В настоящее время оплачено 671 000 рублей.
Во II квартале 2017 года рассмотрено 6 дел о нарушении антимонопольного законодательства, из них: 1 – по п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, 1 – по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, 1 – по ст. 14.6 Закона о защите конкуренции, 1 – по п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции, 1- по ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции; 1 - по ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Наиболее распространенными нарушениями законодательства являются:
1) антимонопольное законодательство:
- создание органами власти преимущественных условий деятельности хозяйствующим субъектам;
- предоставление субсидий на возмещение затрат при выполнении работ или услуг для муниципальных нужд;
- предоставление органами власти хозяйствующим субъектам муниципального имущества без проведения торгов и получения согласия антимонопольного органа;
- совершение организаторами торгов действий, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2) порядок проведения процедуры торгов и порядок заключения договоров:
- неуказание в извещении о проведении торгов на право заключения договора аренды земельных участков сведений о технических условиях подключения объектов капитального строительства, расположенных на спорных земельных участках, допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, предусмотренных пп. 4 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса.
- В сфере надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе
Во II квартале 2017 года Саратовским УФАС России рассмотрено 5 дел об административных правонарушениях, из которых:
- по результатам рассмотрения 2 дел по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ вынесены постановления с мерой административной ответственности в виде предупреждения за совершение административного правонарушения;
- по результатам рассмотрения 2 дел по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, вынесено постановление с мерой административной ответственности в виде административного штрафа на сумму 4 000 рублей.
- по результатам рассмотрения 1 дела по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, вынесено постановление с мерой административной ответственности в виде административного штрафа на сумму 100 000 рублей.
Наложено штрафов на общую сумму 108 000 рублей
В настоящее время оплачено 8 000 рублей.
Наиболее распространенными нарушениями среди рассмотренных дел можно назвать нарушение требований Федерального закона «О рекламе» к рекламе финансовых услуг (ст. 28):
- реклама по привлечению денежных средств физических лиц по договорам займа не содержит наименования юридического лица оказывающего финансовые услуги или осуществляющего финансовую деятельность.
- рекламируются услуги по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (ИП не относится к числу лиц, которые могут осуществлять такую деятельность)
Во II квартале 2017 года 1 решение Саратовского УФАС России о нарушении ст. 18 Федерального закона «О рекламе» признано законным.
- В сфере закупок товаров, работ, услуг, регламентируемых Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
В рамках осуществления Саратовским УФАС России контрольных функций за соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) за II квартал 2017 года всего поступило 53 жалобы, из которых 3 - возвращены заявителям, 8 - направлены по подведомственности, 35 жалобы принято к рассмотрению, 9 – отозваны, 5 - признано обоснованными, 21 – необоснованными, 7 жалоб оставлены без рассмотрения. Управлением выдано 6 предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.
По сравнению с аналогичным периодом времени в 2016 году количество поданных в Саратовское УФАС России жалоб на действия юридических лиц, связанных с проведением закупок в соответствии с Законом о закупках, составило – 51 жалоба.
Во 2 квартале 2017г. Саратовским УФАС России вынесено 14 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 49 тыс. рублей. Административные штрафы оплачены в полном объеме.
- В сфере законодательства о контрактной системе
За II квартал 2017 года в соответствии с законодательством о контрактной системе в Саратовское УФАС России поступило 155 жалоб на действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (во II квартале 2016 г. – 242). Необоснованными признано 67 жалоб (во II квартале 2016 г. – 93). Количество обоснованных жалоб составило 39 (во II квартале 2016 г. – 51), в результате их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам Управление выдало 35 предписаний (во II квартале 2016 г. – 47).
Из 155 поступивших жалоб: 30 – отозвано (во II квартале 2016 г. – 78), 19 – возвращены заявителям (во II квартале 2016 г. – 20).
За рассматриваемый период в Саратовское УФАС России поступило 10 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (во II квартале 2016 г. – 4), все обращения были согласованы.
В отчетном периоде Саратовское УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включило сведения о двух участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (во II квартале 2016 г. в связи с одностороннем отказом заказчика от исполнения контракта – 2, в связи уклонением участника от заключения контракта – 2). Всего на данный момент в реестре числится 71 недобросовестный поставщик.
За рассматриваемый период Саратовское УФАС России вынесло 207 постановлений о наложении штрафов (во II квартале 2016 г. – 87) на общую сумму 1 596 тыс. рублей (во II квартале 2016 г. – 770 тыс. рублей).
Во II квартале 2017 года, а также за аналогичный период 2016 судом не отменялись решения, принятые при осуществлении контрольных мероприятий.
Нарушения в действиях Заказчика:
1. Установление в проекте контракта неправомерного требования о замене обеспечения исполнения контракта.
2. Установление в Документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, а именно требование об указании в первой части заявки конкретных показателей товаров и материалов, используемых при выполнении работ, которые становятся известны после его производства, испытания.
3. Неуказание в Документации об Аукционе перечня документов, которые участники закупки должны иметь в подтверждение соответствия требованиям, установленным действующим законодательством.
4. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок разъяснений положений документации об электронном аукционе.
5. Указание характеристик товара, не соответствующих требованиям ГОСТ.
7. Указание в проекте контракта размеров штрафа для Заказчика и Поставщика, несоответствующих Постановлению Правительства РФ №1063, и не указание в Проекте контракта всех возможных значений штрафов.
Нарушения в действиях Комиссии:
1. Необоснованное отклонение заявок на участие в закупке в связи с непредставлением декларации, подтверждающей соответствие п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Необоснованное отклонение заявок на участие в Аукционе в связи с неправильным применением Единой комиссией Заказчика Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Неуказание в протоколе рассмотрения заявок положений документации об Аукционе, которым не соответствует заявка на участие в Аукционе, положений заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе.