Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным
20 мая 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД 

с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным 

 

Изменения в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» 

 

Федеральным законом от 27.12.2019 № 509-ФЗ «О внесении изменения в статью 52 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Закон № 509-ФЗ) были внесены изменения в часть 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции в части приостановления исполнения предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления.  

Так, согласно части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции в случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом.  

Приостановление действия предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления в целях устранения нарушений антимонопольного законодательства, создает предпосылки к невозможности оперативного устранения выявленных нарушений и, как следствие, созданию неблагоприятных конкурентных условий на соответствующем товарном рынке.  

Частью 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закреплен общий принцип недопустимости придания обратной силы ухудшающим положение субъектов нормам законодательства.  

Согласно статье 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.  

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.  

Закон № 509-ФЗ вступил в силу 08.01.2020. Таким образом, в случае, если предписание антимонопольного органа было выдано органу государственной власти или органу местного самоуправления и было обжаловано в арбитражный суд до вступления в силу Закона № 509-ФЗ, то исполнение такого предписания согласно части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей до 08.01.2020), приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.  

В случае, если предписание антимонопольного органа было выдано органу государственной власти или органу местного самоуправления и до вступления Закона № 509-ФЗ в силу не было обжаловано в арбитражный суд, то исполнение такого предписания не приостанавливается. 

 

8 января 2020 года вступил в силу Закон о запрете создания и деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. 

Поправки были разработаны ФАС России во исполнение положений Национального плана развития конкуренции и направлены на защиту локальных рынков от монополизации. 

Наличие унитарных предприятий на конкурентных рынках несет негативное влияние на конкуренцию и, зачастую, ведет к их монополизации. Непрозрачность деятельности таких предприятий грозит злоупотреблениями. 

Принятый закон позволит преобразовать унитарные предприятия в полноценные субъекты рыночного оборота, обеспечить прозрачность их деятельности, повысить эффективность управления государственным имуществом и создать действенную системы мотивации менеджмента предприятия на достижение максимального экономического результата. 

По состоянию на 1 января 2019 года в Российской Федерации зарегистрировано 16867 унитарных предприятий, что на 49% больше по сравнению с данными на 1 января 2013 года. Более трети (38%) таких предприятий работают в сферах с развитой конкуренцией, таких как сделки с недвижимостью, аренда, торговля. 

Закон предусматривает общий запрет на создание и ведение деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках, а также чёткий перечень исключений из этого правила. Унитарные предприятия могут создаваться для обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Также они могут создаваться в случаях осуществления деятельности по развитию культуры, искусства, кинематографии и сохранению культурных ценностей, в случаях осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации, для обеспечения функционирования ряда федеральных органов исполнительной власти, а также в области обращения с радиоактивными отходами, и в сферах естественных монополий. По инициативе членов Совета Федерации закон дополнен нормами, предусматривающими возможность принятия Правительством России решения по мотивированному представлению главы субъекта Российской Федерации о создании или сохранении предприятия. 

Кроме того, в статью 15 Закона о защите конкуренции внесены изменения, согласно которым Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 

 

Изменения в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 

  

24 апреля подписан закон № 124-ФЗ от 17.04.2020, вносящий Изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

 

 I. Изменения, вступившие в силу с 24.04.2020 . 

 

В пункте 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе увеличен порог осуществления закупки у единственного поставщика до 600 тыс. руб. (ранее 300 тыс. руб.). Также увеличен предельный годовой объем закупки у единственного поставщика – он должен составлять не более 10% совокупного годового объема закупок заказчика (ранее – не более 5%.). Предельные значения в рублевом выражении остались без изменений: годовой объем 2 млн. руб. или 10% совокупного годового объема и не более 50 млн. руб.; 

Расширен перечень условий контракта, которые в 2020 году можно изменить по соглашению сторон (в связи с независящими от сторон контракта обстоятельствами, влекущими невозможность его исполнения). Изменить существенные условия контракта теперь можно не только в части цены и срока исполнения контракта, но и в части размера аванса (если он был предусмотрен контрактом) (часть 65 статьи 112 Закона о контрактной системе). 

 

Изменения, вступающие в силу с 01.07.2020  

 

Установление обеспечения гарантийных обязательств становится правом, а не обязанностью заказчика. Заказчик вправе установить такое обеспечение, если документацией (контрактом) предусмотрены требования к гарантийным обязательствам; Размер обеспечения гарантийных обязательств по-прежнему не может превышать 10% НМЦК. (части 1, 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе). По соглашению сторон контракта, новые нормы можно распространить на контракт, заключенный до указанной даты; 

Уменьшено минимальное значение обеспечения исполнения контракта, устанавливаемое заказчиком. Теперь обеспечение исполнения можно установить в диапазоне от 0,5 до 30 % НМЦК (ранее – от 5 до 30 % НМЦК); 

Если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от НМЦК, уменьшенной на размер такого аванса; 

Если, в соответствии с законодательством РФ, казначейскому сопровождению подлежат все расчеты по контракту, заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения контракта, либо установить его в размере от 0,5 до 10 % НМЦК; 

При закупке среди СМП и СОНКО (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона 44-ФЗ) расчет обеспечения исполнения контракта во всех случаях производится не от НМЦК, а от цены, по которой заключается контракт по результатам определения поставщика (части 6, 6.1 – 6.3 статьи 96 Закона о контрактной системе). (по соглашению сторон контракта новые нормы можно распространить на контракт, заключенный до указанной даты). 

 

Установлен запрет и ограничение на допуск отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств 

 

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившим в силу 01.05.2020 г. установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, являющийся приложением к Постановлению Правительства,  заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении заявок (окончательных предложений). 

Данным нормативным актом также установлено, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 постановления. 

В пункте 6 Постановления указано, что музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота). 

Для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий: 

а)Наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; 

б)Наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами. 

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, являющийся приложением к Постановлению Правительства, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза). 

Пунктом 3 данного Постановления Правительства установлены исключения, когда  запрет не применяется. 

Запреты распространяются, в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга. 

Подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации, а также на территории государства - члена Евразийского экономического союза, является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации и в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации. 

 

ФАС России разъяснило спорные вопросы по законодательству о контрактной системе 

 

Первое разъяснение касается вопросов определения критериев формирования лота на закупках по содержанию и ремонту автодорог. 

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. 

С учетом указанных положений Закона о контрактной системе, а также анализа административной практики ФАС России и ее территориальных органов, по мнению ФАС России, возможно выделить следующие критерии, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота: 

1.На выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог города. 

1)Для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения которого не превышает 1 миллион жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд, рублей; 

2)Для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения, которого более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд, рублей; 

3)Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев. 

2.На выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог субъекта Российской Федерации. 

1)Для I - III климатической зоны 1 начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд, рублей; 

2)Для IV и Особой климатической зоны 2 начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,4 млрд, рублей; 

3)Для субъекта Российской Федерации, численность населения столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд, рублей; 

4)Для городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 3 млрд, рублей. 

 

Второе разъяснение касается вопросов, связанных с отзывом бюджетных ассигнований при секвестре бюджетов. 

 

Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 483 утверждены правила внесения изменений в 2020 году в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации. 

На основании изложенного, ФАС России сообщает о необходимости установления причинно-следственной связи отзыва бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, ранее доведенных до заказчика на закупку товаров (работ, услуг), и отмены закупки таких товаров (работ, услуг) с нарушением срока, установленного в части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе. 

В случае установления в ходе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, причинно-следственной связи отзыва бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату закупаемых товаров (работ, услуг), и отмены закупки таких товаров (работ, услуг) по истечении установленного в части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе срока, по мнению ФАС России, предписание об устранении нарушения не выдается. 

 

Третье разъяснение посвящено порядку формирования лота при закупке модульных фельдшерско-акушерских пунктов. В документе перечислены критерии, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота. 

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом, что в описании объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. 

С учетом указанных положений Закона о контрактной системе,  возможно выделить следующие критерии, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота: 

1)в один лот закупки не должна включаться поставка модульных Пунктов более, чем в одном субъекте Российской Федерации; 

2)начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 500 млн. рублей. 

 

Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2020 года 

Введена обязательная регистрация субъектов МСП в ЕИС 

Если в прошедшем 2019 году для участия в закупках было достаточно регистрации на электронной площадке, проводящей торги, то с этого года регистрация в ЕИС стала обязательной. Теперь участник из числа субъектов МСП, не прошедший регистрацию в ЕИС и не включенный в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), не сможет участвовать в закупочных процедурах, проводимых по 223-ФЗ с ограничением «только для субъектов МСП». 

Введено Федеральным законом от 174-ФЗ от 29.06.2018. 

 

Увеличен объем закупок у субъектов МСП 

С 1 января 2020 года общий годовой объем закупок у субъектов МСП должен составлять не менее 20 процентов. При этом доля стоимости прямых договоров с субъектами МСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только субъекты МСП, увеличена до 18 процентов. 

Введено Постановлением Правительства РФ от 01.08.2019 № 1001. 

 

Сокращены сроки оплаты по договорам для субъектов МСП 

С 1 января 2020 года срок оплаты по контрактам с субъектами МСП сократился с 30 календарных до 15 рабочих дней. Данный порядок оплаты действует по всем договорам, заключенным по любым процедурам, исполнителями которых являются субъекты МСП. 

Введено Постановлением Правительства РФ от 18.09.2019 № 1205. 

 

Установлен срок рассылки решения о включении поставщика в РНП 

С 1 января 2020 года внесены изменения в п.12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Теперь правилами определено, что ФАС обязана направить заказчику, поставщику и иным заинтересованным лицам копию решения о включении или отказе во включении поставщика в РПН в течение 3 рабочих дней. 

Введено Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906. 

 

Запущена в работу ГИС «Независимый регистратор» 

С 1 января 2020 года вступили в силу постановления правительства, регламентирующие порядок промышленной эксплуатации ГИС «Независимый регистратор». Система призвана обеспечить независимую регистрацию (резервирование и хранение) истории проведения закупочных процедур в электронной форме на электронных площадках с целью предоставления информации о действиях, совершенных на торгах, для принятия решения контролирующим органом на основе объективной информации. 

При проведении закупок в рамках Закона о закупках под контроль ГИС «Независимый регистратор» попадают закупки, проводимые на электронных площадках исключительно для субъектов МСП. 

Введено Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 883. 

 

Изменения, внесенные в Федеральный закон «О рекламе». 

 

С 01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 259-ФЗ), которым внесены отдельные изменения и в Федеральный закон «О рекламе».  Ст. 28 Федерального закона «О рекламе» дополнена ч.ч. 5.2 и 5.3, содержащими специальные требования к рекламе услуг по содействию в инвестировании с использованием инвестиционной платформы, а также к рекламе, связанной с привлечением инвестиций с использованием инвестиционной платформы: 

5.2. Реклама услуг по содействию в инвестировании с использованием инвестиционной платформы должна содержать: 

1)адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется раскрытие информации оператором инвестиционной платформы; 

2)указание на то, что заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным и может привести к потере инвестированных денежных средств в полном объеме. 

5.3. Не допускается реклама, связанная с привлечением инвестиций с использованием инвестиционной платформы следующими способами: 

1)предоставление займов; 

2)приобретение размещаемых акций непубличного акционерного общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции непубличного акционерного общества; 

3)приобретение утилитарных цифровых прав. 

 

С учетом приведенных изменений ФАС России направлены соответствующие разъяснения - письмо от 17.03.2020 № АК/20629/20: 

 

По ч. 5.2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе»: В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ под инвестициями понимаются денежные средства, используемые в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта путем приобретения предусмотренных указанным Федеральным законом ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа. 

По смыслу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ под услугами по содействию в инвестировании понимаются предоставление оператором инвестиционной платформы в соответствии с правилами инвестиционной платформы доступа к инвестиционной платформе для заключения с лицом, привлекающим инвестиции, договора инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы. 

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ под раскрытием информации оператором инвестиционной платформы понимается обеспечение доступности информации неопределенному кругу лиц путем размещения информации в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, владельцем которого является оператор инвестиционной платформы. 

При этом перечень информации, обязательной к раскрытию оператором инвестиционной платформы, содержится в ст. 15 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ. 

В части требования по размещению в рекламе указания, предусмотренного п. 2 ч. 5.2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», необходимо отметить, что Федеральный закон «О рекламе» не содержит точного текста такого указания. 

Вместе с тем, данное указание должно в явной форме и однозначно доводить до сведения потребителей рекламы одновременно как информацию о том, что заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным, так и информацию о том, что заключение с использованием инвестиционной платформы договоров может привести к потере инвестированных денежных средств в полном объеме. 

По ч. 5.3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе»: В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ под утилитарными цифровыми правами понимаются цифровые права, указанные в ст. 8 данного Федерального закона. 

Согласно п. 1 ст. 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.  Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. 

Исходя из положений ч.ч. 1 и 3 ст. 8 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ, под утилитарными цифровыми правами понимаются возникшие в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы, в соответствии с правилами ст. 13 цитируемого Федерального закона: 

право требовать передачи вещи (вещей); 

право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности; 

-право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг. 

При этом в силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и (или) право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению. 

Также следует обратить внимание на то, что согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, не допускается. 

Ст. 5 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ содержит закрытый перечень допустимых способов инвестирования с использованием инвестиционной платформы. 

То есть, согласно ст. 5 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ инвестирование с использованием инвестиционной платформы может осуществляться исключительно следующими способами: 

путем предоставления займов; 

путем приобретения эмиссионных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг; 

 путем приобретения утилитарных цифровых прав. 

Как следствие, размещение (распространение) рекламы, связанной с инвестированием с использованием инвестиционной платформы способами, прямо не указанными в ст. 5 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ, не допускается в силу нарушения требований п. 1 ст. 7 Федерального закона «О рекламе». 

Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель, а за нарушение ч.ч. 5.2 и 5.3 ст. 28 закона - рекламодатель. 

 

Административная ответственность за основные нарушения законодательства о рекламе установлена ст. 14.3 КоАП РФ, согласно которой: 

1.Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей. 

2.Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей. 

3.Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 7 000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 100 000 рублей. 

4.Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей. 

5.Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей. 

6.Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 300 000 до 800 000 рублей. 

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. 

Наверх