Вопрос № 5
С чем связан рост цен на нефтепродукты и какие меры применяются ФАС России для их сдерживания?
По мнению ФАС России, основными причинами роста цен являются динамика (рост) налоговой нагрузки на нефтяной сектор, снижение нефтяными компаниями предложений на биржевых торгах моторных топлив, проведение нефтяными компаниями ремонтов НПЗ и рост мировых цен на нефть. Большое влияние оказывают налоги - составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%.
Акцизы на автомобильный бензин с 2015 года по 2018 год выросли в 2 раза, дизельное топливо в 2,2 раза.
Вместе с тем, следует отметить, что Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, принимают меры по обеспечению стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.
В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России предпринимаются соответствующие меры, в том числе:
- проведен ряд проверок российских нефтяных компаний;
- на еженедельной основе ФАС России проводит совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов;
- проводится проверка обоснованности цен на автомобильные бензины нефтяных компаний, а также биржевых трейдеров.
По результатам проводимых проверок и в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России будут предприняты меры антимонопольного реагирования.
Так, в феврале 2018 года в адрес крупных нефтяных компаний направлены предупреждения о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей.
В марте 2018 года в адрес ОАО «Сургутнефтегаз» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение Генеральному директору ОАО «Сургутнефтегаз» о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
В апреле 2018 года:
- в адрес ОАО «Сургутнефтегаз», АО «ФортеИнвест» и ОАО «ТАИФ-НК» направлены письма об исполнении правил поведения на организованных торгах, а также о неисполнении взятых на себя обязательств в рамках заключенных соглашений между ними и Ростехнадзор, Росстандарт и ФАС России. Кроме того, в апреле 2018 года было выдано предупреждение в адрес ПАО «НК «Роснефть» о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей.
- в адрес ООО НА «АТР» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение Генеральному директору ООО НА «АТР» о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;
- возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «РУАНТ», ООО «Консонанс», ООО «Фирма ТЭС», ООО «Кедр» и других организаций, осуществляющих свою деятельность на рынке нефтепродуктов Республики Крым по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- в середине апреля Минюстом России зарегистрированы изменения в приказ ФАС России и Минэнерго России №3/15/3 от 12.01.2015 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 № 313/13/225» (далее — Приказ № 3/15/3), согласно которым при расчете ликвидных индикаторов цен не будут учитываться сделки, заключенные внутри группы лиц компаний и компаниями, являющимися производителями соответствующих видов нефтепродуктов.
В мае 2018 года:
- в территориальные органы ФАС России было направлено письмо об усилении контроля на рынках нефтепродуктов в целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства;
- разработан проект внесения изменений в Приказ № 3/15/3 в части увеличения минимальных нормативов биржевых продаж нефтепродуктов, установленных Приказом № 3/15/3 в отношении автомобильных бензинов до 15% от объема производства (в настоящее время 10%), а в отношении дизельного топлива до 7,5% от объема производства (в настоящее время 5%);
- в середине мая ФАС России проведены индивидуальные совещания с нефтяными компаниями о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов, включая вопросы биржевой торговли;
- направлены письма-рекомендации в ПАО «НК «Роснефть», ОАО «ТАИФ- НК», ОАО «Сургутнефтегаз» об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом;
- направлены письма в крупные нефтяные кампании об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом.
В адрес Минфина России направлены предложения снизить акцизы на бензин и дизельное топливо и ввести гибкую шкалу акциза. ФАС России считает, что данные предложения являются наиболее значимым и действенным для стабилизации ситуации.
20.06.2018 в связи с публичным заявлением президента Союза независимых участников национального топливного рынка «Независимый топливный союз» П.А. Баженова о прогнозе роста розничных цен на моторное топливо, опубликованном в статье «Вице-премьер Козак прокомментировал цену на бензин в 100 рублей за литр», текст которой 13.06.2018 размещен на сайте ООО Деловая газета «Взгляд» а именно «цены бензина могут взлететь до 100 рублей за литр», ФАС России выдала Президенту Независимого топливного союза П.А. Баженову предостережение от совершения планируемых действий (бездействия), в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и Минэнерго РФ в ближайшее время уточнят механизм контроля за розничными ценами на автомобильное топливо.
31 октября 2018 г. Правительство при участии ФАС России договорилось с компаниями о заморозке до конца 2018 г. цен на топливо на уровне мая текущего года.