Вопрос № 5

С чем связан рост цен на нефтепродукты и какие меры применяются ФАС России для их сдерживания? 

08 ноября 2018, 19:45

По мнению ФАС России, основными причинами роста цен являются динамика (рост) налоговой нагрузки на нефтяной сектор, снижение нефтяными компаниями предложений на биржевых торгах моторных топлив, проведение нефтяными компаниями ремонтов НПЗ и рост мировых цен на нефть. Большое влияние оказывают налоги - составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%.

Акцизы на автомобильный бензин с 2015 года по 2018 год выросли в 2 раза, дизельное топливо в 2,2 раза.

Вместе с тем, следует отметить, что Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, принимают меры по обеспечению стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России предпринимаются соответствующие меры, в том числе:

- проведен ряд проверок российских нефтяных компаний;

- на еженедельной основе ФАС России проводит совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов;

- проводится проверка обоснованности цен на автомобильные бензины нефтяных компаний, а также биржевых трейдеров.

По результатам проводимых проверок и в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России будут предприняты меры антимонопольного реагирования.

Так, в феврале 2018 года в адрес крупных нефтяных компаний направлены предупреждения о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей.

В марте 2018 года в адрес ОАО «Сургутнефтегаз» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение Генеральному директору ОАО «Сургутнефтегаз» о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В апреле 2018 года:

- в адрес ОАО «Сургутнефтегаз», АО «ФортеИнвест» и ОАО «ТАИФ-НК» направлены письма об исполнении правил поведения на организованных торгах, а также о неисполнении взятых на себя обязательств в рамках заключенных соглашений между ними и Ростехнадзор, Росстандарт и ФАС России. Кроме того, в апреле 2018 года было выдано предупреждение в адрес ПАО «НК «Роснефть» о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей.

- в адрес ООО НА «АТР» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение Генеральному директору ООО НА «АТР» о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;

- возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «РУАНТ», ООО «Консонанс», ООО «Фирма ТЭС», ООО «Кедр» и других организаций, осуществляющих свою деятельность на рынке нефтепродуктов Республики Крым по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- в середине апреля Минюстом России зарегистрированы изменения в приказ ФАС России и Минэнерго России №3/15/3 от 12.01.2015 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 № 313/13/225» (далее — Приказ № 3/15/3), согласно которым при расчете ликвидных индикаторов цен не будут учитываться сделки, заключенные внутри группы лиц компаний и компаниями, являющимися производителями соответствующих видов нефтепродуктов.

В мае 2018 года:

- в территориальные органы ФАС России было направлено письмо об усилении контроля на рынках нефтепродуктов в целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства;

- разработан проект внесения изменений в Приказ № 3/15/3 в части увеличения минимальных нормативов биржевых продаж нефтепродуктов, установленных Приказом № 3/15/3 в отношении автомобильных бензинов до 15% от объема производства (в настоящее время 10%), а в отношении дизельного топлива до 7,5% от объема производства (в настоящее время 5%);

- в середине мая ФАС России проведены индивидуальные совещания с нефтяными компаниями о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов, включая вопросы биржевой торговли;

- направлены письма-рекомендации в ПАО «НК «Роснефть», ОАО «ТАИФ- НК», ОАО «Сургутнефтегаз» об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом;

- направлены письма в крупные нефтяные кампании об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом.

В адрес Минфина России направлены предложения снизить акцизы на бензин и дизельное топливо и ввести гибкую шкалу акциза. ФАС России считает, что данные предложения являются наиболее значимым и действенным для стабилизации ситуации.

20.06.2018 в связи с публичным заявлением президента Союза независимых участников национального топливного рынка «Независимый топливный союз» П.А. Баженова о прогнозе роста розничных цен на моторное топливо, опубликованном в статье «Вице-премьер Козак прокомментировал цену на бензин в 100 рублей за литр», текст которой 13.06.2018 размещен на сайте ООО Деловая газета «Взгляд» а именно «цены бензина могут взлететь до 100 рублей за литр», ФАС России выдала Президенту Независимого топливного союза П.А. Баженову предостережение от совершения планируемых действий (бездействия), в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и Минэнерго РФ в ближайшее время уточнят механизм контроля за розничными ценами на автомобильное топливо.

31 октября 2018 г. Правительство при участии ФАС России договорилось с компаниями о заморозке до конца 2018 г. цен на топливо на уровне мая текущего года.

Наверх