ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ САРАТОВСКОГО УФАС РОССИИ
02 июня 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

САРАТОВСКОГО УФАС РОССИИ

 

  1. В сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

 

В I квартале 2017 года Саратовским УФАС России было рассмотрено 41 заявление о нарушении антимонопольного законодательства (в I квартале 2016 года – 44).

По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений было выдано 5 предупреждений (в I квартале 2016 года – 12), одно из которых было выдано в связи с наличием признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции , 4 – в связи с наличием признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Также было принято 32 решения об отказе в возбуждении дела (в I квартале 2016 года – 33), возбуждено одно дело о нарушении антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения заявления и одно дело по инициативе Саратовского УФАС России (в I квартале 2016 года – 10). В 1 квартале 2017 года предписания не выдавались (в I квартале 2016 выдано 2 предписания).

В порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров) за отчетный период поступили 18 жалоб (в I квартале 2016 года – 20), 6 из которых было признано обоснованными (в I квартале 2016 года – 9), 12 – необоснованными (в I квартале 2016 года – 11), выдано 6 предписаний (в I квартале 2016 года – 6), которые были исполнены в установленный срок.

В I квартале 2017 года рассмотрено 17 дел об административных правонарушениях (в I квартале 2016 года – 3), из них: по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ – 8 дел, по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ – 4 дела, по ст. 7.32.4 КоАП РФ – 5 дел. По результатам рассмотрения дел вынесено 15 постановлений о наложении административных штрафов (в I квартале 2016 года – 3) на общую сумму 1 721 856,8 рублей (в I квартале 2016 года – 210 000 рублей). В настоящее время из них оплачено 284 560 рублей.

В I квартале 2017 года в результате судебного оспаривания признано законными 2 решения по делам о нарушении антимонопольного законодательства, 1 решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, 3 решения по жалобам в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. 1 решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства и 1 решение по жалобе в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции были отменены.

 

Наиболее распространенными нарушениями законодательства являются:

1) антимонопольное законодательство:

- создание органами власти преимущественных условий деятельности хозяйствующим субъектам;

- непроведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами;

- предоставление субсидий на возмещение затрат при выполнении работ или услуг для муниципальных нужд;

- отсутствие в нормативных актах органов власти, определяющих порядок предоставления субсидий, категорий и критерий отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц – производителей товаров, работ и услуг, имеющих право на получение субсидий.

2) порядок проведения процедуры торгов и порядок заключения договоров:

- неуказание в извещении о проведении торгов на право заключения договора аренды земельных участков сведений о технических условиях подключения объектов капитального строительства, расположенных на спорных земельных участках, допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, предусмотренных пп. 4 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса;

- проведение аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, разрешенный вид использования которого предусматривает строительство зданий, сооружений, что противоречит п.7 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, которым предусмотрено проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если основной вид разрешенного использования такого земельного участка предусматривает строительство зданий, сооружений.

 

  1. В сфере надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе

В 1 квартале 2017 г. Саратовским УФАС России рассмотрено 2 дела о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по результатам рассмотрения которых приняты следующие решения:

- о прекращении дела, возбужденного по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела наличия факта нарушения законодательства РФ о рекламе;

- о признании рекламы по делу, возбужденному по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ненадлежащей, и о выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

В настоящее время предписание исполнено.

В аналогичном периоде 2016 г. рассмотрено 3 дела, выдано 3 предписания.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

В 1 квартале 2017 г. Саратовским УФАС России рассмотрено 7 дел об административных правонарушениях, из которых:

- по результатам рассмотрения 6 дел по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ вынесены постановления с мерой административной ответственности в виде предупреждения за совершение административного правонарушения;

- по результатам рассмотрения 1 дела по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, вынесено постановление с мерой административной ответственности в виде административного штрафа на сумму 4 000 рублей. В настоящее время штраф оплачен в полном размере.

В аналогичном периоде 2016 г. вынесено 2 постановления о наложении штрафа на сумму 200 000 рублей.

Наиболее распространенными нарушениями среди рассмотренных дел можно назвать следующие:

  1. Распространение рекламной информации, содержащей признаки нарушения п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно использование в рекламе иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации, например «Sale», «made in».
  2. Распространение рекламной информации, в которой содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, например: «Законное списание долгов предпринимателей спиши долги через банкротство! Федеральная экспертная служба банкротство физических лиц 588-788».
  3. Распространение рекламной информации, в которой содержатся признаки нарушения в которой содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», например: «Пришла повестка в армию? Звони, и мы поможем тебе законно получить военный билет. 20-55-20. Единая служба помощи призывникам».

 

  1. В сфере закупок товаров, работ, услуг, регламентируемых Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

В рамках осуществления Саратовским УФАС России контрольных функций за соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) за 1 квартал 2017г. всего поступило 31 жалоба, из которых 3 - возвращены заявителям, 19 жалоб принято к рассмотрению, 6 - признано обоснованными, 13 – необоснованными, 9 жалоб оставлены без рассмотрения. Управление выдало 4 предписания, которые в настоящее время исполнены.

По сравнению с аналогичным периодом времени в 2016 году количество поданных в Саратовское УФАС России жалоб на действия юридических лиц, связанных с проведением закупок в соответствии с Законом о закупках, идентично.

В 1 квартале 2017г. Саратовским УФАС России вынесено 25 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 85 тыс. рублей (в аналогичном периоде 2016 г. – 8 постановлений на сумму 34 тыс. руб.). Административные штрафы оплачены в полном объеме.

Из типовых нарушений, выявляемых при рассмотрении жалоб можно отметить следующие:

  1. Нарушение заказчиками сроков на обжалование результатов проведенных закупок, устанавливаемых в их положениях о закупках.

Согласно ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Вместе с тем, зачастую заказчики устанавливают в своем положении о закупках срок заключения договора не учитывающего срок на обжалование результатов проведенных закупок, установленный в ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, тем самым исключая возможность выдачи антимонопольным органом предписания об устранении нарушения порядка организации, проведения закупки в случае их установления, в связи с тем, что у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по признанию заключенного договора недействительным.

В целях устранения данного нарушения Саратовским УФАС России выдаются предписания по внесению заказчиками изменений в положения о закупках, в части установления срока, до истечения которого по результатам проведенной закупки договор не может быть заключен, не менее срока, установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

  1. Протоколы, составленные в ходе закупки размещаются Заказчиками в ЕИС в редактируемом варианте, зачастую без подписей членов закупочных комиссий.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

При этом, согласно ч. 11 ст. 4 Закона о закупках, Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Кроме того, в соответствии с п. 35 Постановления Правительства РФ № 908 протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде.

 

  1. В сфере законодательства о контрактной системе

 

За I квартал 2017 года в соответствии с законодательством о контрактной системе в Саратовское УФАС России поступило 124 жалобы на действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (в I квартале 2016 г. – 128). Необоснованными признано 34 жалобы (в I квартале 2016 г. – 42). Количество обоснованных жалоб составило 44 (в I квартале 2016 г. – 31), в результате их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам Управление выдало 30 предписаний (в I квартале 2016 г. – 25). Все они исполнены.

Из 124 поступивших жалоб: 21 – отозвана (в I квартале 2016 г. – 37), 25 – возвращены заявителям (в I квартале 2016 г. – 18).

За рассматриваемый период в Саратовское УФАС России поступило 1 обращение о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (в I квартале 2016 г. – 10), по результатам рассмотрения обращения было вынесено решение о возможности заключения контракта с единственным поставщиком.

В отчетном периоде Саратовское УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включило сведения о 3 участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (в I квартале 2016 г. в связи с одностороннем отказом заказчика от исполнения контракта – 5, в связи уклонением участника от заключения контракта – 2). Всего на данный момент в реестре числятся 73 недобросовестных поставщика.

За рассматриваемый период Саратовское УФАС России вынесло 106 постановлений о наложении штрафов (в I квартале 2016 г. – 28) на общую сумму 1166 тыс. рублей (в I квартале 2016 г. – 447 тыс. рублей).

В I квартале 2017 года отменено 0 решений (в I квартале 2016 г. – 0), по двум делам заявителям отказано в удовлетворении требований (в I квартале 2016 г. – 11).

Нарушения в действиях Заказчика:

1. Указание в Аукционной документации ГОСТов, утративших силу.

2. Установление в документации требований, не соответствующих законодательству о контрактной системе (отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки).

3. Установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (установление излишних требований к материалам (товарам) используемые при выполнении работ).

4. Указание характеристик товара с нарушением ГОСТ.

5. Нарушение требований к содержанию второй части заявки, Заказчиком не предусмотрено декларирование п. 7.1. ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

6. Нарушения, связанные с неверным определением размеров штрафа, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1063 и не указание в Проекте контракта всех возможных значений штрафов.

7. Установление излишних требований к участникам закупки, установление требования о необходимости предоставления лицензии в аукционной документации в случае отсутствия в аукционной документации работ, для выполнения которых необходима лицензия.

8. Установление излишних требования к участникам закупки (предоставление копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией при проведении текущего ремонта, установление дополнительных требований по постановлению Правительства РФ №99.

Нарушения в действиях Комиссии:

1. Неправомерное отклонение первой части заявки в связи с неуказанием названия используемого товара (конкретной марки), поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено требование об указании названия товара в первой части заявки;

2. Неправомерное отклонение первой части заявки в связи с неуказанием показателей выполняемых работ, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено указание в заявке характеристик работ, а предусмотрено указание согласия на их выполнение.

3. Неправомерное признание заявок несоответствующими требованиям Документации об Аукционе на основании Постановления Правительства № 1289 от 30.11.2015, в случае когда указанное постановление не должно применяться (отсутствие двух заявок которые содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, и которые не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции);

4. Неправомерное признание заявок ИП, не соответствующими требованиям Документации об Аукционе в связи с непредоставлением декларации о том, что участник соответствует п. 7.1. ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе – непривлечение к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, поскольку по указанной статье ИП не могут быть привлечены к административной ответственности.

5. Неуказание в протоколе рассмотрения заявок положений документации об Аукционе, которым не соответствует заявка на участие в Аукционе, положений заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе

 

 

Наверх