ДОКЛАД
ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
САРАТОВСКОГО УФАС РОССИИ
В сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
За IV квартал 2017 годаСаратовским УФАС России:
-рассмотрено 49 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства;
-выдано 10предупреждений в связи с выявлением наличия признаков нарушенияч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и 2 предупреждения по признакам нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции;
-принято 48 решений об отказе в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Также в отчетном периоде Саратовским УФАС России быловозбуждено 11дело нарушении антимонопольного законодательства, из них:
-9 дел по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в связи с неисполнением предупреждений,
-2 дела по признакам нарушения п.1 ст.14.6 и по п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции.
В порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров) за отчетный период было рассмотрено 42жалобы, 21из которых была признана обоснованной, 21 – необоснованной.
По результатам рассмотрения указанных жалоб было выдано 13 предписаний, 6 из которых были исполнены в установленный срок, 4 предписания находятся в стадии исполнения, 2предписания были не исполнены.
Из рассмотренных 43 жалоб:
В сфере торгов на заключение договоров аренды и купли-продажи земельных участков, являющихся государственной или муниципальной собственностью:
Было принято к рассмотрению 17 жалоб, из которых 10 были признаны обоснованными, 7 – необоснованными; по результатам рассмотрения жалоб было выдано 8 предписаний, 5 их них было исполнено в установленный срок, 1 предписание находится в стадии исполнения, 2 предписания не были исполнены.
В сфере торгов на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок:
Была принята к рассмотрению и признана необоснованной 1 жалоба.
В сфере торгов на право заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества:
Были приняты к рассмотрению и признаны обоснованными3 жалобы, выдано 1 предписание, которое находится в стадии рассмотрения.
В сфере торгов на заключение договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества:
Были приняты к рассмотрению и признаны обоснованными 3 жалобы, выдано 1 предписание, которое исполнено в установленный срок.
В сфере торгов на заключение договоров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов:
Были приняты к рассмотрению и признаны необоснованными 2 жалобы.
В сфере торгов на заключение договоров аренды лесных участков:
Была принята к рассмотрению и признана необоснованной1 жалоба.
В сфере торгов по реализации имущества должников:
Была принята к рассмотрению и признана необоснованной 1 жалоба.
В сфере торгов по заключению договора на право пользования участками недр:
Была принята к рассмотрению и признана обоснованной 1 жалоба, выдано 1 предписание, которое находится в стадии исполнения.
В сфере торгов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом:
Была принята к рассмотрению и признана обоснованной 1 жалоба, выдано 1 предписание, которое находится в стадии исполнения.
В сфере закупок товаров, работ, услуг, регламентируемых Федеральным законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц:
Поступило 16 жалоб, из которых 6 - направлены по подведомственности, 4 жалобы принято к рассмотрению: 1 – отозвана, 1 – признана необоснованной, 2 – признаны обоснованными, 6 жалоб оставлены без рассмотрения.
В сфере торгов по продаже имущества должников:
Поступило 7 жалоб, из которых 6 жалоб принято к рассмотрению и признано необоснованными, 1 жалоба оставлена без рассмотрения.
В сфере градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства:
Поступило 2 жалобы, из которых 1 жалоба принята к рассмотрению и признана необоснованной, 1 жалоба оставлена без рассмотрения.
В сфере торгов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций:
Поступило 2 жалобы, из которых 2 жалобы приняты к рассмотрению: 1 – признана необоснованной, 1 – признана обоснованной с выдачей предписания.
В IV квартале 2017 года рассмотрено 43 дел об административных правонарушениях, из них:
-по ст. 7.32.4 КоАП РФ – 6 дел;
-по ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ – 2 дела;
-по ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ – 12 дел;
-по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ – 4дела,
- по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ – 1 дело;
- по ч. 4 ст.14.32 КоАП РФ – 7 дел;
- по ч. 7 ст.14.32 КоАП РФ – 2 дела.
По результатам рассмотрения указанных дел вынесено 2 постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, 23постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 159 000 рублей. В настоящее время оплачено 117 000 руб.
В IV квартале 2017 годав результате судебного оспаривания признано законными2 решения по жалобам в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, законность 1 решения по жалобе в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции была подтверждена Верховным Судом Российской Федерации.
Также в отчетном периоде в результате судебного оспаривания было признано законным 1 предупреждение Саратовского УФАС России.
Основными видами нарушений, допущенными при проведении торгов на право заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества в отчетном периоде, является отказ претендентам в допуске к участию в торгах.
Среди рассмотренных заявлений и дел основными видами нарушений можно назвать:
-нарушение требований ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившееся в перестраховании в сфере ОМС застрахованного лица другой организацией без добровольного информированного согласия;
-нарушение требований ст. 17 Закона о защите конкуренции, в связи с передачей государственного или муниципального имущества хозяйствующим субъектам без проведения торгов и получения согласия антимонопольного органа;
-нарушение требований п. 6 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861, выразившееся ввоспрепятствованиюперетока электрической энергии через их объекты электрической энергии для потребителей и требования за это оплаты.
В сфере контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе
В IV квартале 2017 года Саратовским УФАС России было рассмотрено 3 дела о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»:
- по результатам рассмотрения 1 дела по ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» принято решение о признании ненадлежащей рекламы;
- по результатам рассмотрения 1 дела по ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» принято решение о признании ненадлежащей рекламы.
- по результатам рассмотрения 1 дела по ч. 1 ст. 28, п. 7 ст. 7, ч. 13 ст. 28, ч. 14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» принято определение о прекращении производства по делу.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
В IV квартале 2017 года Саратовским УФАС России рассмотрено 7 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в результате рассмотрения вынесены постановления о наложении штрафа на сумму 4 000 рублей каждый (на общую сумму 28 000 рублей).
В отчетном периоде оплачено административных штрафов на сумму 212 000 рублей.
Результаты судебного оспаривания решений и постановлений
В IV квартале 2017 года признаны законными следующие решения и постановления Саратовского УФАС России:
- Решение Саратовского УФАС России по делу № 16-16р в отношении ООО «Служба помощи призывникам» по ч.7 ст.5 и п.1 ч.4 ст. 5 Закона о рекламе.
- 2 Постановления о наложении штрафа в отношении ООО «Служба помощи призывникам» по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. В результате рассмотрения дел суды признали законность вынесенных постановлений о наложении штрафов. В настоящее время штрафы уплачены в полном объеме, в размере 50 тыс. руб. каждый.
- 3 Постановления, из них по первому факту нарушения Закона о рекламе было вынесено Предупреждение, по остальным двум фактам наложены административные штрафы. Суд признал законность вынесенных постановлений. В настоящее время штрафы уплачены в полном объеме, в размере 50 тыс. руб. каждый.
Наиболее распространенными нарушениями среди рассмотренных дел можно назвать следующие:
- ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости не содержала сведения о месте размещения проектной декларации застройщика;
- ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама объекта без регистрации права собственности или права аренды, субаренды на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома;
- ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, без предварительного согласия абонента;
- ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама, в которой отсутствовала часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажался смысл информации и вводились в заблуждение потребители рекламы.
В сфере контроля законодательства о контрактной системе
За IV квартал 2017 года в соответствии с законодательством о контрактной системе в Саратовское УФАС России поступило 128 жалоб на действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Необоснованными признано 50 жалоб. Количество обоснованных жалоб составило 41, в результате их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам Управление выдало 23.
Из 128 поступивших жалоб: 21 – отозвана, 16 – возвращены заявителям.
За рассматриваемый период в Саратовское УФАС России поступило 4 обращения о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком, все обращения были согласованы.
В отчетном периоде Саратовское УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включило информацию о трех участниках закупки, с которыми контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и двух участниках закупки в связи с уклонением от заключения контракта. Всего на данный момент в реестре числится 62 недобросовестных поставщика.
За рассматриваемый период Саратовское УФАС России вынесло 82 постановления о наложении штрафов на общую сумму 693 тыс. рублей, было взыскано 1 722 тыс. рублей.
В IV квартале 2017 года суд отменил 1 решение, принятое при осуществлении контрольных мероприятий.
Основные нарушения в действиях Заказчика:
1. Установление в Документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, а именно требования об указании в первой части заявки конкретных показателей товаров и материалов, используемых при выполнении работ, которые становятся известны после их производства, испытания.
2. Неуказание в Документации об Аукционе перечня документов, которые участники закупки должны иметь в подтверждение соответствия требованиям, установленным действующим законодательством.
3. Указание в проекте контракта размеров штрафа для Заказчика и Поставщика, не соответствующих Постановлению Правительства РФ №1042.
4. Указание в закупочной документации ГОСТов, утративших силу.
5. Необоснованное установление в документации требования о предоставление в составе второй части заявки выписки из реестра членов СРО.
Основные нарушения в действиях Комиссии:
1. Необоснованный отказ в допуске к участию в Аукционе за неуказание согласия на выполнение работ при наличии такого согласия.
2. Необоснованное отклонение заявок на участие в Аукционе в связи с неправильным применением Единой комиссией Заказчика постановления Правительства РФ от 3011.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Неуказание в протоколе рассмотрения заявок положений документации об Аукционе, которым не соответствует заявка на участие в Аукционе, и положений заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об Аукционе.